Это интересноШпон для мебели и кухни. Технические рекомендации. Часть 2.
Грунтовка - нельзя исключить, что в ходе какой-либо операции на отдельных шпонированных подложках могут появиться трещины или сколы. В таких случаях трещины заполняются грунтовкой (одинакового цвета со шпоном) на основе клея или синтетических смол, готовой к употреблению; либо грунтовой, изготовленной из оксидов, каолина, порошковых красителей, смешанных со смолой или быстросхватывающимся клеем. Грунтовка наносится шпателем и после высыхания шлифуется. В случаях отсутствия готовой грунтовки необходимого цвета или в случаях с прокрашенным шпоном, когда очень трудно подготовить грунтовку на основе оксидов и т.д., можно зашкурить лист шпона того же цвета и при помощи шлифовальной пыли подготовить грунтовку. Недостаточная сушка грунтовки или несовместимость материалов его составляющих с лаком может спровоцировать появление пятен различной тональности после нанесения слоя лака.
Шлифование - операция осуществляется наждачной бумагой, зернистость 100/150; при использовании тоньшей зернистости тональность, после покрытия лаком, становится менее интенсивной, при большей зернистости тональность становится более интенсивной, что связано с меньшим или большем проникновением лакокрасящих веществ. Использование истертой наждачной бумаги может вызвать прожжение шпона из-за повышенного трения (шлифование, зашкуривание). В таких случаях трение абразивного материала может вызвать повышение температуры поверхности и даже его прожжение, что скажется на цветовых опенках шпона. К тому же избыточное шлифование ведет к непомерному утончению слоя шпона.
Утончение слоя шпона как бы обнажает ту его часть, которая находится в контакте с клеем, вызывая нежелательное явление "отшелушивания" и появления "белых пор" Целесообразно оптимизировать соотношение между абразивным материалом, давлением на шпон и скоростью шлифовальных агрегатов, исходя из характеристик шпона.
При поверхностном крашении обычно используют анилиновые краски, растворенные в воде или растворителях, а также синтетические дисперсионные пигменты (нитро, акрилик и т.д.) Наносятся краски вручную, при помощи аэрографов или валками. Эти системы крашения имеют свои недостатки, т.к. не дают возможность получить очень прозрачные цвета и в этом случае текстура древесины проступает не очень наглядно. К тому же они не позволяют получать все необходимые цвета, учитывая, что базовый цвет древесины влияет на тональность конечного цвета, к тому же не наблюдается сквозного проникновения красящих веществ. Они исключают также возможность шпонирования той же подложки шпоном разного цвета. Таким образом, эти системы крашения имеют свои ограничения, связанные с изменением цвета основы и требованием оставаться в пределах цвета шпона. В случае использования растворимых в воде красок возникают проблемы с сушкой. Если ее не провести в оптимальных условиях, это может отрицательно сказаться на последующем результате, связанном с покрытием лаком. В серийном производстве кухонь и мебели трудно воспроизвести цвета во всей их тональности, учитывая, что цвет меняется в ходе последующей обработки и зависит: от способности шпона поглощать краску, от скорости прокрашивания, от испарения растворителей, от типа предварительно проведенного шлифования. Это параметры, которые влияют на степень проникновения краски. Система поверхностного крашения применяется в тех случаях, когда нет особых требований к прозрачности и точности воспроизведения цвета, и когда нет необходимости в шлифовании после крашения.
Крашение натурального шпона - при использовании этой системы шпон прокрашивается по специальной технологии еще в первичном состоянии, т.е. до его нанесения на подложку. Красящее вещество, таким образом, проникает на всю толщину шпона. При этом метод использования такого шпона, его зашкуривания и покрытия лаком остаются такими же, как и в случае с натуральным шпоном. В случае незначительных отслоений, вызванных просчетами в шлифовании, можно исправить дефект (в рамках возможного), используя, в зависимости от случая: спиртовые фломастеры, красители, растворимые в воде или в растворителях, красители, растворимые в нитрорастворителях и нитросмолах, или темперовые карандаши. Следует иметь в виду, что конечная тональность должна быть проконтролирована после нанесения лака и следует убедиться, что не существует несовместимости между лаковым покрытием и материалами, использующимися для исправления дефекта. В противном случае могут появиться пятна или будет наблюдаться невысыхание лакового покрытия. Светостойкость - все виды древесины чувствительны к свету и изменяют свою окраску под воздействием мощных источников света; отсюда необходимость защищать древесину как в процессе хранения, так и в процессе производственных циклов. Обычно шпон используется в производстве мебели и кухонь, предназначенной для пользования внутри помещений, т.е. не будучи подверженной внешним негативным факторам (сильные источники света, непогода, значительные перепады температуры и т.д.). К тому же ни одна древесина не используется без обработки; ее покрывают лаком, защищающим древесину от света, химического, физического и механического воздействия. Лак не должен желтеть, он должен предохранять древесину от света и обладать отличными проникающими свойствами. Имеющиеся в продаже лаковые покрытия обладают самыми различными характеристиками в зависимости от их предназначения. Следовательно, для достижения хороших результатов необходимо выбрать нужный продукт с соответствующим циклом его нанесения, чтобы избежать расхождения в оттенках цветов и разного рода дефектов.
Покрытие лаком - когда приступают к операции покрытия лаком, древесина приобретает более интенсивные тона в зависимости от проникающей способности применяемого лака. Большей проникающей способности соответствует большая интенсивность цвета. В зависимости от проникающей способности лака, его прозрачности, цвета и матистости получается конечная тональность. Меняя лаковые покрытия и циклы его нанесения, может случиться так, что тот же шпон (натуральный, предварительно прокрашенный и из многослойной древесины) получит в конечном итоге разную тональность. Лаковое покрытие может иметь большую или меньшую тенденцию к пожелтению, и это может вызвать изменения в цветовой гамме. Пожелтение более всего заметно на светлом шпоне (например: клен, груша, сосна) и менее заметно на шпоне древесины темных цветов, когда имеется тенденция к пожелтению (орех, махагон, палиссандр). Все виды древесины под воздействием света меняют цветовые оттенки. Они зависят от породы древесины. У клена и ореха появляется желтизна, у падука - краснота, у груши - коричневатость и т.д. В шпоне с поверхностным крашением, предварительно прокрашенном шпоне или в многослойной древесине могут проявляться обесцвечивания, вызванные превышением допустимого уровня светостойкости или температурой используемых красителей (независимо от их типа). В любом случае всегда необходимо использовать лаки, не желтеющие сами по себе и включающие присадки, поглащающие ультрафиолетовые лучи, что помогает защитить древесину от света, имея в виду, что лаковое покрытие способствует предохранению древесины от света в прямой зависимости от своей толщины.
Все породы натуральной древесины, крашеной, предварительно прокрашенной, не покрытые лаком, имеют слабую светостойкость. При правильном подборе лакового покрытия светостойкость их выходит на величины (тест Weather Ometer Atlas 25 WR ISO 2809 20Н): клен и аналогичные цвета древесины: 2-3, орех и аналогичные цвета древесины: 3-4, махагон или палиссандр и аналогичные цвета древесины: 4-5. (Шкала от 0 до 5). Как определить светостойкость. Определить величину светостойкости, выраженной в единице времени (1 месяц, 1 год и т.д.) почти невозможно, поскольку древесина или готовая продукция из нее находится под воздействием лучей источников света, которые не подлежат количественному измерению и меняются в зависимости от типа, интенсивности, длительности излучения и условий окружающей среды. Например, лучи солнца, проникающие через окно и падающие на кухню, меняют свою интенсивность в зависимости от высоты местности, от того, падают ли они вертикально или горизонтально, прямые они или отраженные, и т.д. Необходимо учитывать и атмосферные условия. Невозможно установить параметр, относящийся к дождливым дням, в противовес к туманным, и т.д. Что касается искусственных источников света, типа солнечных ламп, галогенных ламп, неоновых и т.д., то речь идет более или менее о том же самом, поскольку всякий источник искусственного освещения испускает определенный тип волн различной длины и интенсивности. Устанавливаются они также на разных расстояниях и под разным углом к готовой продукции из древесины. Система измерения светостойкости по нормативам ISO 2809 20Н или по другим аналогичным международным нормативам заключается в том, чтобы подвергнуть подложку, частично прикрытую в контролируемой обстановке (по влажности, температуре), воздействию света, излучаемого одной и той же лампой в течение заданного отрезка времени (20-30-40 часов и т.д.). Затем прикрытую часть подложки сравнивают с частью, оставленной открытой, и отмечают разницу в тональности между двумя частями подложки. Таким образом получают величину светостойкости. В упомянутой системе величины выражаются значениями от 0 до5 (0 - меньшая светостойкость, 5 - высшая).
Красители - в случае, когда надо подкрасить натуральный шпон, прокрашенный шпон или многослойную древесину, можно использовать анилиновые красители, растворимые в воде. Наносятся они при помощи распылителя или валиком, убедившись до нанесения красящего вещества, что влажность шпона не превышает 12%. Можно использовать красители, растворимые как со связующим компонентом, так и без него, главное, чтобы это не сказалось на прозрачности окраски шпона. Древесина с выраженной пористостью: ясень, дуб, орех, многослойная древесина и т.д. Необходимо иметь в виду, что для этих пород древесины, которые по своей природе имеют глубокие или четко выраженные поры, плохое наполнение пор красителем может вызвать "белизну" или "белые поры" Потому необходимо использовать красители низкой вязкости (жидкие) и медленно высыхающие. Это положение особенно важно для первого слоя красителя. Это важно и для того, чтобы позволить красителю проникнуть в поры и выдавить оттуда содержащиеся в глубоких порах пузырьки воздуха. Влажность древесины не должна превышать 12% в момент крашения. Грунтовка и отделочные лаки. Нитро, полиуретановые, акриликовые, растворимые в воде и т.д.; при светлой древесине использовать вещества, не желтеющие по своей природе, и с добавлением поглотителей ультрафиолетовых лучей. Грунтовка - Для древесины крашеной или многослойной следует использовать грунтовку светлую и не желтеющую по своей природе. Избегать использования грунтовки для темных пород древесины с красителями нежных цветов. Грунтовка для темных пород служит для изоляции полиэфирных красителей исключительно для "масляных" пород древесины (палиссандр, тик и т.д.). Т.н. "не масляные" породы древесины (например, махагон, танганьика, боливар, береза, клен и т.д.), прокрашенная древесина или древесина с поверхностным крашением анилиновыми водорастворимыми красками или красками на растворителях могут быть прокрашены полиэфирными красителями без слоя грунтовки. Однако рекомендуется наносить слой грунтовки во избежание возможной несовместимости, что могло бы проявиться между полиэфирными красителями (перикосное соединение) и отдельными видами красителей. Эти несовместимости могут повлиять на цвет, например в комбинации красок "красная – черная - оранжевая"; несовместимая красная краска вызывает потерю красного в основном цвете. Рекомендуется всегда использовать медленно высыхающие красители, чтобы избежать проступания "белых пор" Полиэфирные лаки естественного высыхания. По светлым и пастельным цветам использовать прозрачный полиэфирный лак с парафином, который не меняется в сторону розового или зеленого цвета и который не дает матистость или пятна после высыхания. Лаки ультрафиолетовой сушки.
Использовать вещества, которые не приводят к изменению цвета древесины и максимально ограничивают воздействие ультрафиолетовых лучей, вызывающих изменение цвета. В процессе нанесения лака, до его высыхания, поры древесины должны быть полностью заполнены лакокрасителем, вытеснившим пузырьки воздуха, содержавшиеся в порах. Эта операция иногда приносится в жертву методике, предусматривающей сокращение времени, отведенного на производственные циклы, и предполагающей экономию лакокрасящего покрытия. В ходе ультрафиолетовой сушки время высыхания резко сокращается. Достаточно изменить соотношение между скоростью работы лаконаливной машины, количеством лака и интенсивностью света, как лак плохо подобранный или неправильно наложенный, поведет себя таким образом, что спровоцирует недостаточное проникновение или адгезию и, как следствие, обесцвечивание пор, появление матистости, белых пятен, пузырьков и т.д. Повторное покрытие лаком. Достаточно снять лаковое покрытие зашкуриванием и обнаженный участок древесины вновь покрыть лаком. Несмотря на изменение цвета шпона под воздействием света или неудачно нанесенного слоя лака, достигается ее первоначальный цвет после зашкуривания древесины до определенной глубины.
В лакокрасящие покрытия ультрафиолетового высыхания нельзя добавлять "компоненты - поглотители ультрафиолетевых лучей", которые затормозили бы высыхание. Этот фактор делает такие вещества малопригодными в плане защиты кухни и мебели от света.
Шлифование - операция осуществляется наждачной бумагой, зернистость 100/150; при использовании тоньшей зернистости тональность, после покрытия лаком, становится менее интенсивной, при большей зернистости тональность становится более интенсивной, что связано с меньшим или большем проникновением лакокрасящих веществ. Использование истертой наждачной бумаги может вызвать прожжение шпона из-за повышенного трения (шлифование, зашкуривание). В таких случаях трение абразивного материала может вызвать повышение температуры поверхности и даже его прожжение, что скажется на цветовых опенках шпона. К тому же избыточное шлифование ведет к непомерному утончению слоя шпона.
Утончение слоя шпона как бы обнажает ту его часть, которая находится в контакте с клеем, вызывая нежелательное явление "отшелушивания" и появления "белых пор" Целесообразно оптимизировать соотношение между абразивным материалом, давлением на шпон и скоростью шлифовальных агрегатов, исходя из характеристик шпона.
При поверхностном крашении обычно используют анилиновые краски, растворенные в воде или растворителях, а также синтетические дисперсионные пигменты (нитро, акрилик и т.д.) Наносятся краски вручную, при помощи аэрографов или валками. Эти системы крашения имеют свои недостатки, т.к. не дают возможность получить очень прозрачные цвета и в этом случае текстура древесины проступает не очень наглядно. К тому же они не позволяют получать все необходимые цвета, учитывая, что базовый цвет древесины влияет на тональность конечного цвета, к тому же не наблюдается сквозного проникновения красящих веществ. Они исключают также возможность шпонирования той же подложки шпоном разного цвета. Таким образом, эти системы крашения имеют свои ограничения, связанные с изменением цвета основы и требованием оставаться в пределах цвета шпона. В случае использования растворимых в воде красок возникают проблемы с сушкой. Если ее не провести в оптимальных условиях, это может отрицательно сказаться на последующем результате, связанном с покрытием лаком. В серийном производстве кухонь и мебели трудно воспроизвести цвета во всей их тональности, учитывая, что цвет меняется в ходе последующей обработки и зависит: от способности шпона поглощать краску, от скорости прокрашивания, от испарения растворителей, от типа предварительно проведенного шлифования. Это параметры, которые влияют на степень проникновения краски. Система поверхностного крашения применяется в тех случаях, когда нет особых требований к прозрачности и точности воспроизведения цвета, и когда нет необходимости в шлифовании после крашения.
Крашение натурального шпона - при использовании этой системы шпон прокрашивается по специальной технологии еще в первичном состоянии, т.е. до его нанесения на подложку. Красящее вещество, таким образом, проникает на всю толщину шпона. При этом метод использования такого шпона, его зашкуривания и покрытия лаком остаются такими же, как и в случае с натуральным шпоном. В случае незначительных отслоений, вызванных просчетами в шлифовании, можно исправить дефект (в рамках возможного), используя, в зависимости от случая: спиртовые фломастеры, красители, растворимые в воде или в растворителях, красители, растворимые в нитрорастворителях и нитросмолах, или темперовые карандаши. Следует иметь в виду, что конечная тональность должна быть проконтролирована после нанесения лака и следует убедиться, что не существует несовместимости между лаковым покрытием и материалами, использующимися для исправления дефекта. В противном случае могут появиться пятна или будет наблюдаться невысыхание лакового покрытия. Светостойкость - все виды древесины чувствительны к свету и изменяют свою окраску под воздействием мощных источников света; отсюда необходимость защищать древесину как в процессе хранения, так и в процессе производственных циклов. Обычно шпон используется в производстве мебели и кухонь, предназначенной для пользования внутри помещений, т.е. не будучи подверженной внешним негативным факторам (сильные источники света, непогода, значительные перепады температуры и т.д.). К тому же ни одна древесина не используется без обработки; ее покрывают лаком, защищающим древесину от света, химического, физического и механического воздействия. Лак не должен желтеть, он должен предохранять древесину от света и обладать отличными проникающими свойствами. Имеющиеся в продаже лаковые покрытия обладают самыми различными характеристиками в зависимости от их предназначения. Следовательно, для достижения хороших результатов необходимо выбрать нужный продукт с соответствующим циклом его нанесения, чтобы избежать расхождения в оттенках цветов и разного рода дефектов.
Покрытие лаком - когда приступают к операции покрытия лаком, древесина приобретает более интенсивные тона в зависимости от проникающей способности применяемого лака. Большей проникающей способности соответствует большая интенсивность цвета. В зависимости от проникающей способности лака, его прозрачности, цвета и матистости получается конечная тональность. Меняя лаковые покрытия и циклы его нанесения, может случиться так, что тот же шпон (натуральный, предварительно прокрашенный и из многослойной древесины) получит в конечном итоге разную тональность. Лаковое покрытие может иметь большую или меньшую тенденцию к пожелтению, и это может вызвать изменения в цветовой гамме. Пожелтение более всего заметно на светлом шпоне (например: клен, груша, сосна) и менее заметно на шпоне древесины темных цветов, когда имеется тенденция к пожелтению (орех, махагон, палиссандр). Все виды древесины под воздействием света меняют цветовые оттенки. Они зависят от породы древесины. У клена и ореха появляется желтизна, у падука - краснота, у груши - коричневатость и т.д. В шпоне с поверхностным крашением, предварительно прокрашенном шпоне или в многослойной древесине могут проявляться обесцвечивания, вызванные превышением допустимого уровня светостойкости или температурой используемых красителей (независимо от их типа). В любом случае всегда необходимо использовать лаки, не желтеющие сами по себе и включающие присадки, поглащающие ультрафиолетовые лучи, что помогает защитить древесину от света, имея в виду, что лаковое покрытие способствует предохранению древесины от света в прямой зависимости от своей толщины.
Все породы натуральной древесины, крашеной, предварительно прокрашенной, не покрытые лаком, имеют слабую светостойкость. При правильном подборе лакового покрытия светостойкость их выходит на величины (тест Weather Ometer Atlas 25 WR ISO 2809 20Н): клен и аналогичные цвета древесины: 2-3, орех и аналогичные цвета древесины: 3-4, махагон или палиссандр и аналогичные цвета древесины: 4-5. (Шкала от 0 до 5). Как определить светостойкость. Определить величину светостойкости, выраженной в единице времени (1 месяц, 1 год и т.д.) почти невозможно, поскольку древесина или готовая продукция из нее находится под воздействием лучей источников света, которые не подлежат количественному измерению и меняются в зависимости от типа, интенсивности, длительности излучения и условий окружающей среды. Например, лучи солнца, проникающие через окно и падающие на кухню, меняют свою интенсивность в зависимости от высоты местности, от того, падают ли они вертикально или горизонтально, прямые они или отраженные, и т.д. Необходимо учитывать и атмосферные условия. Невозможно установить параметр, относящийся к дождливым дням, в противовес к туманным, и т.д. Что касается искусственных источников света, типа солнечных ламп, галогенных ламп, неоновых и т.д., то речь идет более или менее о том же самом, поскольку всякий источник искусственного освещения испускает определенный тип волн различной длины и интенсивности. Устанавливаются они также на разных расстояниях и под разным углом к готовой продукции из древесины. Система измерения светостойкости по нормативам ISO 2809 20Н или по другим аналогичным международным нормативам заключается в том, чтобы подвергнуть подложку, частично прикрытую в контролируемой обстановке (по влажности, температуре), воздействию света, излучаемого одной и той же лампой в течение заданного отрезка времени (20-30-40 часов и т.д.). Затем прикрытую часть подложки сравнивают с частью, оставленной открытой, и отмечают разницу в тональности между двумя частями подложки. Таким образом получают величину светостойкости. В упомянутой системе величины выражаются значениями от 0 до5 (0 - меньшая светостойкость, 5 - высшая).
Красители - в случае, когда надо подкрасить натуральный шпон, прокрашенный шпон или многослойную древесину, можно использовать анилиновые красители, растворимые в воде. Наносятся они при помощи распылителя или валиком, убедившись до нанесения красящего вещества, что влажность шпона не превышает 12%. Можно использовать красители, растворимые как со связующим компонентом, так и без него, главное, чтобы это не сказалось на прозрачности окраски шпона. Древесина с выраженной пористостью: ясень, дуб, орех, многослойная древесина и т.д. Необходимо иметь в виду, что для этих пород древесины, которые по своей природе имеют глубокие или четко выраженные поры, плохое наполнение пор красителем может вызвать "белизну" или "белые поры" Потому необходимо использовать красители низкой вязкости (жидкие) и медленно высыхающие. Это положение особенно важно для первого слоя красителя. Это важно и для того, чтобы позволить красителю проникнуть в поры и выдавить оттуда содержащиеся в глубоких порах пузырьки воздуха. Влажность древесины не должна превышать 12% в момент крашения. Грунтовка и отделочные лаки. Нитро, полиуретановые, акриликовые, растворимые в воде и т.д.; при светлой древесине использовать вещества, не желтеющие по своей природе, и с добавлением поглотителей ультрафиолетовых лучей. Грунтовка - Для древесины крашеной или многослойной следует использовать грунтовку светлую и не желтеющую по своей природе. Избегать использования грунтовки для темных пород древесины с красителями нежных цветов. Грунтовка для темных пород служит для изоляции полиэфирных красителей исключительно для "масляных" пород древесины (палиссандр, тик и т.д.). Т.н. "не масляные" породы древесины (например, махагон, танганьика, боливар, береза, клен и т.д.), прокрашенная древесина или древесина с поверхностным крашением анилиновыми водорастворимыми красками или красками на растворителях могут быть прокрашены полиэфирными красителями без слоя грунтовки. Однако рекомендуется наносить слой грунтовки во избежание возможной несовместимости, что могло бы проявиться между полиэфирными красителями (перикосное соединение) и отдельными видами красителей. Эти несовместимости могут повлиять на цвет, например в комбинации красок "красная – черная - оранжевая"; несовместимая красная краска вызывает потерю красного в основном цвете. Рекомендуется всегда использовать медленно высыхающие красители, чтобы избежать проступания "белых пор" Полиэфирные лаки естественного высыхания. По светлым и пастельным цветам использовать прозрачный полиэфирный лак с парафином, который не меняется в сторону розового или зеленого цвета и который не дает матистость или пятна после высыхания. Лаки ультрафиолетовой сушки.
Использовать вещества, которые не приводят к изменению цвета древесины и максимально ограничивают воздействие ультрафиолетовых лучей, вызывающих изменение цвета. В процессе нанесения лака, до его высыхания, поры древесины должны быть полностью заполнены лакокрасителем, вытеснившим пузырьки воздуха, содержавшиеся в порах. Эта операция иногда приносится в жертву методике, предусматривающей сокращение времени, отведенного на производственные циклы, и предполагающей экономию лакокрасящего покрытия. В ходе ультрафиолетовой сушки время высыхания резко сокращается. Достаточно изменить соотношение между скоростью работы лаконаливной машины, количеством лака и интенсивностью света, как лак плохо подобранный или неправильно наложенный, поведет себя таким образом, что спровоцирует недостаточное проникновение или адгезию и, как следствие, обесцвечивание пор, появление матистости, белых пятен, пузырьков и т.д. Повторное покрытие лаком. Достаточно снять лаковое покрытие зашкуриванием и обнаженный участок древесины вновь покрыть лаком. Несмотря на изменение цвета шпона под воздействием света или неудачно нанесенного слоя лака, достигается ее первоначальный цвет после зашкуривания древесины до определенной глубины.
В лакокрасящие покрытия ультрафиолетового высыхания нельзя добавлять "компоненты - поглотители ультрафиолетевых лучей", которые затормозили бы высыхание. Этот фактор делает такие вещества малопригодными в плане защиты кухни и мебели от света.