Это интересноВенецианское стекло
Прокатившиеся по Европе крестовые походы обернулись благом для Венеции — богатой торговой республики, расположенной на их пути. Ей доставалась и львиная доля добычи. Среди захваченных сокровищ византийские стеклянные чаши и кубки, до сих пор хранящиеся в соборе Св. Марка. Они, возможно, и послужили венецианским мастерам образцом для подражаний. Да и сами византийцы, доставленные в Серениссиму в качестве живых «трофеев» в 1204 году, после разгрома крестоносцами Константинополя, считаются одними из основателей венецианского стеклоделия.
Стремительный взлет начался с XIII века, когда ремесленники основали «гильдию» — своеобразный производственно-творческий союз. В 1268 году они устроили первую в мире выставку стекла.
Горожане дивились их искусству: красочным бусам, графинам, флаконам. Правительство Венецианской Республики оценило успехи гильдии по-своему. Оно не только запретило мастерам выезжать за пределы Венеции, но и не разрешало продавать даже битое стекло, ладить собственное производство. В 1291 году было приказано разрушить все стекольные печи в других итальянских городах, подвластных Серениссиме, а печи в Венеции перенести за два километра от города, на остров Мурано, под предлогом пожарной безопасности. По существу, это был дипломатический ход, позволяющий сохранить приоритет и профессиональные секреты стекольного ремесла. Подобные указы оборачивались для стеклодувов заточением, хоть и почетным: на желающих уехать с острова налагались непомерные штрафы. Произведения мастеров приносили Венеции большие доходы и славу, являясь одним из основных предметов венецианской торговли.
К XV веку на Мурано насчитывалось до 300 стеклодельных мастерских, а ремесленников вместе с семьями до 25 тысяч человек. Это заставило правительство республики наградить «город мастеров» значительными привилегиями. Остров Мурано получил собственное законодательство, правление, суд. Наиболее именитым фамилиям было пожаловано дворянство... Строгости и запреты, с помощью которых Венеция пыталась сохранить секреты стекольного производства, были бессильны. С XVII века венецианцы уже трудятся во многих европейских странах, в том числе и под Москвой, на Измайловском заводе, основанном в 1668 году.
Произведения венецианцев были настолько прекрасны, так поражали, что считались волшебными: они будто бы спасали от ядов и болезней, стоило только осушить драгоценный кубок венецианской работы. А тонкие знатоки завещали положить наиболее ценные предметы из цветного стекла себе в гробницы, откуда их извлекли археологи. Так смогли дойти до нас некоторые ранние венецианские изделия из цветного стекла, расписанные цветными эмалями и золотом. Их автором, как предполагают, был Анджело Баровьеро (1424-1461 гг.), выполнявший оригинальные «чешуйчатые» орнаменты.
В XIV-XV веках излюбленными были лазоревые, изумрудные, лиловые оттенки. Позднее палитра обогащается за счет ранее недостижимых «теплых» — золотистых и малиновых тонов. Появились стекла с цветными прожилками, блестками, пушинками, похожие на самоцветы, яшмы, агаты, авантюрин. Молочно-белое непрозрачное стекло подражало китайскому фарфору. Вершиной стало прославленное опаловое стекло, словно пронизанное золотисто-голубым лунным светом.
Предметом особой гордости венецианцев оставалось бесцветное, вроде бы совсем обыкновенное, стекло. Наиболее известный тип стекла из Венеции — свободно от руки формованные бокалы и кубки для кухни. Сосуды просты по форме, тонкие и гладкие, зато ножка щедро украшена стеклянными лепными крыльями, венками, гирляндами цветов либо витыми змейками с головками тритонов, драконов, фантастических птиц.
Испытывая многообразие изменения цвета в стекле, мастера создали прежде невиданные приемы декорирования, известные ныне как «венецианская нить» и «венецианская филигрань». К огнедышащему кончику стеклянной заготовки особым образом приваривались белые и цветные стеклянные палочки, и изделие расцвечивалось плетеными кружевами. Этим методом рисунок создавался внутри самого материала, а не на поверхности стекла. В умелых руках стекло послушно принимало то оригинальные узоры из трещинок— «кракиле», то расцветало пышным «миллефьори», то пенилось массой застывших внутри пузырьков...
Стекло в производстве зеркал стали использовать лишь в середине XII века, когда европейцы научились выдувать из него сосуды. В стеклянный шар через трубочку вливали расплавленное олово, чтобы оно покрыло всю внутреннюю поверхность. Отражающие способности такого шара или его осколков были превосходны, однако выпуклая поверхность «кривого зеркала» сильно искажала изображение.
Революция в производстве произошла в начале XIV века в Венеции. Братья Андреа и Доме-нико выдули из стекла цилиндр и, разрезав его на половинки, еще горячим раскатали на медной пластине. Получился зеркальный лист с удивительным блеском, чистотой и прозрачностью. Новая технология позволила делать зеркала практически любого размера с минимальным искажением. Братьев Андреа и Доменико щедро наградили и... под охраной поселили на островок Мурано - подальше от иностранных «шпионов». Благодаря этой предусмотрительности, плоские «венецианские» зеркала оставались лучшими (и единственными) в Европе на протяжении полутора столетий. Только в 1500 году французы научились изготавливать свои собственные плоские зеркала, но превзойти муранское качество им так и не удалось.
Стремительный взлет начался с XIII века, когда ремесленники основали «гильдию» — своеобразный производственно-творческий союз. В 1268 году они устроили первую в мире выставку стекла.
Горожане дивились их искусству: красочным бусам, графинам, флаконам. Правительство Венецианской Республики оценило успехи гильдии по-своему. Оно не только запретило мастерам выезжать за пределы Венеции, но и не разрешало продавать даже битое стекло, ладить собственное производство. В 1291 году было приказано разрушить все стекольные печи в других итальянских городах, подвластных Серениссиме, а печи в Венеции перенести за два километра от города, на остров Мурано, под предлогом пожарной безопасности. По существу, это был дипломатический ход, позволяющий сохранить приоритет и профессиональные секреты стекольного ремесла. Подобные указы оборачивались для стеклодувов заточением, хоть и почетным: на желающих уехать с острова налагались непомерные штрафы. Произведения мастеров приносили Венеции большие доходы и славу, являясь одним из основных предметов венецианской торговли.
К XV веку на Мурано насчитывалось до 300 стеклодельных мастерских, а ремесленников вместе с семьями до 25 тысяч человек. Это заставило правительство республики наградить «город мастеров» значительными привилегиями. Остров Мурано получил собственное законодательство, правление, суд. Наиболее именитым фамилиям было пожаловано дворянство... Строгости и запреты, с помощью которых Венеция пыталась сохранить секреты стекольного производства, были бессильны. С XVII века венецианцы уже трудятся во многих европейских странах, в том числе и под Москвой, на Измайловском заводе, основанном в 1668 году.
Произведения венецианцев были настолько прекрасны, так поражали, что считались волшебными: они будто бы спасали от ядов и болезней, стоило только осушить драгоценный кубок венецианской работы. А тонкие знатоки завещали положить наиболее ценные предметы из цветного стекла себе в гробницы, откуда их извлекли археологи. Так смогли дойти до нас некоторые ранние венецианские изделия из цветного стекла, расписанные цветными эмалями и золотом. Их автором, как предполагают, был Анджело Баровьеро (1424-1461 гг.), выполнявший оригинальные «чешуйчатые» орнаменты.
В XIV-XV веках излюбленными были лазоревые, изумрудные, лиловые оттенки. Позднее палитра обогащается за счет ранее недостижимых «теплых» — золотистых и малиновых тонов. Появились стекла с цветными прожилками, блестками, пушинками, похожие на самоцветы, яшмы, агаты, авантюрин. Молочно-белое непрозрачное стекло подражало китайскому фарфору. Вершиной стало прославленное опаловое стекло, словно пронизанное золотисто-голубым лунным светом.
Предметом особой гордости венецианцев оставалось бесцветное, вроде бы совсем обыкновенное, стекло. Наиболее известный тип стекла из Венеции — свободно от руки формованные бокалы и кубки для кухни. Сосуды просты по форме, тонкие и гладкие, зато ножка щедро украшена стеклянными лепными крыльями, венками, гирляндами цветов либо витыми змейками с головками тритонов, драконов, фантастических птиц.
Испытывая многообразие изменения цвета в стекле, мастера создали прежде невиданные приемы декорирования, известные ныне как «венецианская нить» и «венецианская филигрань». К огнедышащему кончику стеклянной заготовки особым образом приваривались белые и цветные стеклянные палочки, и изделие расцвечивалось плетеными кружевами. Этим методом рисунок создавался внутри самого материала, а не на поверхности стекла. В умелых руках стекло послушно принимало то оригинальные узоры из трещинок— «кракиле», то расцветало пышным «миллефьори», то пенилось массой застывших внутри пузырьков...
Стекло в производстве зеркал стали использовать лишь в середине XII века, когда европейцы научились выдувать из него сосуды. В стеклянный шар через трубочку вливали расплавленное олово, чтобы оно покрыло всю внутреннюю поверхность. Отражающие способности такого шара или его осколков были превосходны, однако выпуклая поверхность «кривого зеркала» сильно искажала изображение.
Революция в производстве произошла в начале XIV века в Венеции. Братья Андреа и Доме-нико выдули из стекла цилиндр и, разрезав его на половинки, еще горячим раскатали на медной пластине. Получился зеркальный лист с удивительным блеском, чистотой и прозрачностью. Новая технология позволила делать зеркала практически любого размера с минимальным искажением. Братьев Андреа и Доменико щедро наградили и... под охраной поселили на островок Мурано - подальше от иностранных «шпионов». Благодаря этой предусмотрительности, плоские «венецианские» зеркала оставались лучшими (и единственными) в Европе на протяжении полутора столетий. Только в 1500 году французы научились изготавливать свои собственные плоские зеркала, но превзойти муранское качество им так и не удалось.