Это интересноЯпонский фарфор
MIC of Faenza – это уникальная выставка классического японского фарфора, которая успела объездить уже несколько стран. Совсем недавно было анонсировано, что выставка отправится в Париж и Брюссель, а пока мы бы хотели предложить вам насладиться ее утонченностью.

В Японии фарфор называют джики, и в этой коллекции представлен джики XVII и XVIII столетия, а если быть точнее, то экспонаты датируется периодом 1610-1760 годов. В коллекции представлен самый разный фарфор – как восточный, так и западный. Всего выставлено 110 различных предметов из фарфора, которые на первый же взгляд можно условно разделить на две группы. В первую группу входит фарфор, который делался для японской знати. Эти предметы имеют сдержанный дизайн, и основное их достоинство – элегантность и функциональность. Вторая группа фарфора предназначена для европейского потребителя. Здесь присутствуют яркие фешенебельные рисунки, и такой фарфор сегодня используется в первую очередь для декорации помещений, а не для
использования в быту.

Первая группа фарфора, о которой говорилось выше, выполнена «под маркой» Набешима. Этот «бренд» очень известен в Японии – именно эти мастера изготавливали фарфоровые изделия для Сегуна – правителя в Японии. Подобный фарфор характеризуется высочайшим качеством исполнения и стильной узнаваемой отделкой. В отделке преобладают голубые тона, чаще всего рисунки на тарелках и фазах ассиметричны. Больше всего в декорации использовано природных предметов, например, растений и животных. Еще один частый образ – это луна. Также на фарфоре множество пустых пространств, которые гармонично завершают рисунок.

Вторая группа фарфора с более яркими рисунками носит имя Какиемон. Отличительная особенность этого фарфора – оригинальный металлический красный цвет, который часто используется в отделке. Чуть позже название Какиемон получили все мастера, которые умели работать с такой декорацией, и до сих пор такие мастера существуют. Когда подобный фарфор стали изготавливать массово, японцы заключили сделку с голландскими продавцами, которые ввозили фарфор в Европу. Отличительной особенностью фарфора для европейского экспорта была геометрическая симметрия отделки.

Поскольку вторая группа фарфора изготавливалась на экспорт, то зачастую она кардинально отличалась от фарфора для японцев. Также хотелось бы отметить, что в этой группе присутствует посуда, нетипичная для Японии. Например, кофейники, разукрашенные кастрюли, блюда и прочее. Также в отделке иногда присутствовали нетипичные для японской культуры мотивы. Некоторые декораторы заимствовали идеи из европейской мифологии, поэтому на этом фарфоре можно встретить, например, кентавров, о которых в Японии никто не слышал.

Еще одной диковинкой выставки является огромная ваза, более метра высотой, на которой изображены члены европейской королевской семьи. Для старинной Японии подобные вещи были совершенно незнакомыми, но специально для экспорта в Старый мир японские мастера декорировали фарфор так, как этого хотели потенциальные покупатели.

Процветающая торговля японским фарфором не осталась незамеченной для ушлых европейских производителей. Поэтому в Европе стали все больше времени уделять опытам и попыткам создать такую же фарфоровую посуду, какая поставляется из Японии. В 1708 году впервые в Европе создали первый предмет из качественного фарфора, для чего потребовалось почти два столетия стараний. Соответственно, технология изготовления фарфора быстро распространилась по Европе, и европейские рынки заполнились подделками. Сначала подделки наводнили Германию, затем Францию, а после появились и в Англии. Выставка не обошла эту интересную страницу истории японского фарфора, поэтому здесь вы можете увидеть не только оригинальную фарфоровую посуду из Японии, но и несколько копий, которые были выполнены в Европе примерно в то же время.

Как уже говорилось выше, на выставке представлен фарфор, который датируется от 1610 до 1760 года. Весь фарфор изготовлен в Арите – центре фарфорового искусства того времени. С 1610 до 1760 существовала династия Набешима, а поэтому существовал и качественный фарфор для японской знати. Пик расцвета фарфора Какиемон пришелся на 1650 год, а больше всего фарфора в Японии было создано с 1660 по 1730 год.

Выставка разделена на четыре части, которые расположены в хронологическом порядке. Первый период демонстрирует фарфор, идеи для которого были заимствованы у Китая. И действительно, именно с имитации началось искусство фарфора в Японии. Второй период символизирует обособленность Японии. В это время появился уникальный фарфор, который не повторяется более ни в одной культуре. Третий и четвертый период показывают японский фарфор в последнее столетие своего расцвета – с 1650 по 1750 год. В это время японские мастера стали ближе к иностранным рынкам и изготавливали фарфор для экспорта, пытаясь заимствовать идеи для его декорации в Европе.